Эквайринг СБП: как подключить и пользоваться?
Есть ли возможность подключить эквайринг СБП? Формально, нет. Так как система быстрых платежей — это способ оплаты, при котором покупатель расплачивается за покупки, сканируя QR-код камерой мобильного телефона или через платежную ссылку. Без ввода реквизитов банковского пластика. Эквайринг же предполагает, что клиенту нужно либо приложить пластиковую карточку к терминалу либо ввести ее данные в интернет-магазине. В этом случае продавец обязан оплатить комиссию банку-эквайеру от 1% за каждую проведенную транзакцию. Чем отличаются система быстрых платежей и эквайринг, где можно подключить платежный сервис и сколько это стоит, разберем дальше.
В чем разница?
Последнее время многие бизнес-клиенты СБП Сбербанк эквайринг подключают дополнительно. Так как последний вариант для многих покупателей намного привычнее. Тем более что, кто-то еще путаются в понятиях. Так в чем принципиальное отличие понятий «эквайринг» и «СБП», в чем разница?
Эквайринг — это способ получения денег от клиента за товар с помощью безналичного проведения операции. Если говорить про офлайн-магазины, то такой вариант организуется с помощью терминала на кассе. Покупатель расплачивается, приложив карту или телефон к считывающему устройству. Есть еще интернет вариант, когда пользователь должен вводить данные карты. За проведение каждой операции банк-эквайер взимает комиссию. Как правило, ее размер не превышает 1% с транзакции.
Система быстрых платежей для бизнеса устроена немного по-другому.
- СБП позволяет принимать оплату от клиентов без карты. В магазине покупатель просто наводит камеру мобильного телефона на QR-код и считывает вшитые в него данные. Всё, что дальше требуется от клиента, проверить параметры, при необходимости указать сумму и подтвердить проведение операции.
- Отличается и интернет-эквайринг от СБП: Вам не нужно вводить реквизиты пластика на сайте, просто сканируйте код или переходите по платежной ссылке.
Главный плюс для представителей бизнеса — пониженная процентная ставка по комиссии (от 0,4 до 0,7% в зависимости от типа деятельности).
До 1 июля 2023 года также действовала программа по полноразмерному возврату комиссии по платежам. Возможно, это не последняя субсидия для предпринимателей.
Как подключить?
Для того, чтобы организовать эквайринг через СБП нужно будет отправить заявку в банк на подключение. В настоящий момент 167 банков-эквайеров действуют на территории России. Среди участников предлагают бизнесу подключить через СБП эквайринг Альфа-банк, Сбербанк, МКБ, МТС, Уралсиб, НБД-банк, ОТП, Почта и многие другие. Найти полный список партнеров сервиса можно на официальном сайте системы быстрых платежей (https://sbp.nspk.ru/participants/). Обязательно ознакомьтесь с условиями и установленными комиссиями.
После того, как Вы определитесь с банком, можно переходить к следующему шагу. Как подключить эквайринг СБП?
- Сделать это можно на официальном сайте банка-партнера. Достаточно оформить заявку на сайте и дождаться звонка из колл-центра;
- Кроме того, можно напрямую связаться с банком, позвонив на горячую линию или посетив ближайший офис.
Эквайер поможет Вам встроить в кассу систему быстрых платежей (если оборудование позволяет это сделать) или предоставит новое с поддержкой платежного сервиса. А кроме того, для Вас сгенерируют специальный QR-код. Он бывает двух типов:
- Статический, бессрочный. Такое изображение содержит в себе исключительно информацию по реквизитам, печатается и размещается рядом с кассой. Покупателю после считывания придется самостоятельно вручную вводить сумму перевода. После проведения операции кассир печатает чек.
- Динамический. Действует ограниченное количество времени от нескольких минут до полутора часов. Такое изображение уникально для каждой покупки. А главное, кроме реквизитов, содержит в себе информацию о покупке, в том числе и сумму к оплате. А значит покупателю не придется самому вводить какие-либо данные. Но для такого типа кодов нужна специальная касса с поддержкой сервиса. Как правило, такое уникальное изображение для сканирования выводится на экран рядом с кассой или печатается на так называемом пречеке. Клиент сканирует код и подтверждает перевод. Всё, кассиру остается провести операцию и выбить чек.
Кроме того, если у владельца бизнеса есть интернет-магазин, то можно встроить и туда эквайринг через СБП по QR-кодам, по кнопке или через платежную ссылку.
Как пользоваться
Как работает система быстрых платежей вместо эквайринга?
- В обычном магазине. Продавец выбирает на кассе оплату через СБП. После этого либо печатает пречек либо на экране появляется изображение кода. Есть и третий вариант у кассы может размещаться статичный QR-код. Клиент считывает с помощью камеры мобильного телефона и осуществляет перевод средств продавцу. В течение пары секунд деньги должны поступить на счет.
- В различных маркетплейсах также можно использовать интернет-эквайринг СБП. Вариации его могут быть различны. Можно разместить тот же QR-код либо выбрать вариант с платежной ссылкой или кнопкой для проведения оплаты. Покупатель формирует корзину в интернет-магазине, жмет на кнопку (либо ссылку) и его перекидывает в банковское приложение для подтверждения платежа.
Тарифы
Тарифы на СБП эквайринг для ИП и других юридических лиц во многом зависит от конкретного банка.
- Размер комиссии за каждую операцию варьируется от 0,4 до 0,7% в зависимости от вида деятельности компании. Но не более 1500 рублей.
- Одна транзакция не может превышать по сумме 600 тысяч. В некоторых до 1 миллиона. То есть если покупка по цене больше, то придется дробить ее на несколько частей.
За и против
Система быстрых платежей имеет свои плюсы и минусы, как для продавцов, так и для покупателей.
Плюсы:
- Комиссия за использование для продавцов ниже. Для клиентов вообще нулевая.
- Оплата поступает практически мгновенно и работает 24/7.
- Продавец может не тратить деньги на терминал. И это делает выгодным эквайринг СБП для ИП, для юридических лиц и даже для самозанятых.
- Клиенту не нужно таскать с собой наличку и карточки. А также беспокоиться, что карта перестанет читаться или отрубиться какой-то платежный сервис на телефоне.
- Покупателю интернет-магазина не нужно вводить реквизиты карты. Это выглядит безопаснее и меньше мороки при покупке.
Но есть и явные минусы:
- Такой тип оплаты в настоящее время еще не очень привычен для покупателей. Так что у многих система быстрых платежей даже не подключена.
- Не все банки работают с сервисом.
- На телефоне клиента обязательно должен быть стабильный интернет. Иначе ничего не сработает.
Значит ли это, что эквайринг выгоднее для бизнеса? Нет. У него также есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Такой вариант расплатиться за покупки понятен и давно знаком всем покупателям. С ним разобрались уже все. От детей до пожилых людей.
- Интернет-соединение не нужно.
- Также как и не нужно заморачиваться с подключением и изучением условий.
Минусы:
- Комиссия для бизнеса за использование выше. У некоторых банков она достигает аж 3,5%. Против 0,4-0,7% через СБП. За год разница в экономии станет очень существенной.
- Платеж может проводиться от 1 до 3 дней. Кроме того, могут наблюдаться перебои в выходные и праздничные дни.
- Обязателен нужен терминал (может быть встроен в кассу). Но тем не менее это дополнительные расходы.
А Вы чем предпочитаете пользоваться?