Приставки

Игровые приставки 90-х годов в СССР: обзор устройств

Игровые приставки 90 х годов, в которые мы играли, и которые стали классикой, запомнились нам в первую очередь благодаря «Денди» и «Сеге». Но мало кто знает истинную историю приставки Dendy и то, что вы, вероятнее всего, играли не в неё. А ещё меньше известно об игровых приставках СССР, которые тоже выпускались и даже разыгрывались в государственном лото. Обо всём этом я расскажу в этой статье.

Предыстория: появление игровых приставок

Идея того, что изображение на телевизоре можно сделать интерактивным, пришла американцу Ральфу Баеру. Он вынашивал идею 15 лет и конструировал прототип с 60 х годов, 6 лет, пока в 1972 не вышла Magnavox Odyssey. В западных странах начался настоящий игровой бум, который достиг пика через 5 лет с выпуском легендарной Atari 2600.

В то время параллельно развивались игровые автоматы, которые располагали в общественных местах, и домашние консоли, на которых можно было играть в те же игры на экране телевизора. Некоторые консоли, как Pong, были созданы для 4-5 однотипных игр – типа упрощённого тенниса или футбола. Они называются приставками Pong-типа.

Другие, как Atari 2600, использовали картриджи, поэтому могли использовать неограниченное количество игр. Бурный рост индустрии закончился в 1982 году, когда из-за застоя и утраты интереса рынок игр обвалился на 97%.

Игровые приставки в СССР

С некоторой задержкой, в конце 70 х в СССР тоже взялись за освоение этой ниши. Первые игровые приставки в СССР были машины габаритного размера, которые выпускались ограниченными партиями, не всегда на типичных для электроники производствах. Например, самый востребованный аппарат «Турнир» был выпущен Московским опытным заводом НИИ Дальней радиосвязи. Но он была не первой, а только второй приставкой.

Палестра-02

Первая игровая приставка в СССР – «Палестра-02», выпущенная во Львове в 1978 году. Это классическая приставка Pong-типа. На ней можно было поиграть в игры, использующие различную механику: теннис, футбол, волейбол и сквош. Название «палестра» обозначало в древней Греции школу для занятия гимнастикой.

Консоль выпускалась в разном цвете. Это был довольно габаритный агрегат весом целых 4 кг. Цена, по которой можно было приобрести первую советскую консоль – 200 рублей, что являлось достаточно большой суммой. Аппарат выпускался вплоть до 1980 года, а в наше время является очень редким «экспонатом».

Турнир

Турнир – более известная приставка советского производства. Это также консоль Pong-типа. Выпускалась с 1978 года в Москве из импортных комплектующих: стабильного и продуктивного чипа и приятного пластика для корпуса. Можно было не подключать аппарат к сети, а вставить в него батарейки. Всё это, вместе с приятным дизайном, сделало из консоли хит того времени. Но в условиях дефицита – как комплектующих для производства, так и самого устройства, «достать» его было крайне сложной задачей. Стоил аппарат 150 рублей, а через два года цена была снижена до 96-99 советских рублей.

Электроника Экси Видео 01 и 02

Данную консоль Pong-типа было намного легче заполучить, чем предыдущую. Выпускалась с 1978 года в Московской области и стоила около 100 советских рублей. Весила 2 кг, была оснащена процессором советского производства. Для второй версии консоли были добавлены первые советские игры со световым пистолетом.

Электроника Видеоспорт

Эта консоль, а также её модификации «М», «1», «2», «3» выпускались в СССР вплоть до 90 х годов. Те, кто помнит этот аппарат, не задаётся вопросом, были ли игровые приставки в СССР. Видеоспорт – консоль Pong-типа с теми же встроенными упрощёнными играми: футбол, теннис, лапта, тир. Стоимость консоли была около 100 рублей.

Отличительной особенностью «Электроника Видеоспорт» было то, что она выводила не два цвета, а целых три: белый, серый и чёрный. Весила она «всего» 1,5 кг – меньше, чем предшествующие аппараты. Обычный дизайн был чёрного цвета, но известно о двух ярких устройствах: красном и синем. Вероятно, они были выпущены в единичных экземплярах. Ещё один интересный факт: консоль можно было выиграть в лотерее ДОСААФ, купив билет за полрубля.

Постсоветские приставки

Все выпущенные в советское время аппараты были однотипными. Все относились к Pong-типу. И в то время, как вывод на экран серого цвета вместо только чёрного и белого считался необычной особенностью, рынок в западном мире успел пройти расцвет, крах и новое рождение.

Собственно, на перечисленных выше консолях 70 х – 80 х годов, история приставок в СССР прекратилась. С развалом Союза некоторые производства, вроде белорусского СКБ «Запад», пытались выпустить игровые приставки 90х годов со сменными картриджами, но для этого не было ни ресурсов, ни экосистемы. Вот некоторые из постсоветских девайсов:

  1. «Эльф» – постсоветская белорусская консоль со сменными картриджами. К ней было выпущено всего 3 картриджа с простыми играми вроде гонок.
  2. «Электроника Лидер» – вероятно, первая игровая приставка в России. Выпускалась в Пятигорске в начале 90 х. Были модели в нескольких цветах. Это устройство Pong-типа, без съёмных картриджей.
  3. «Эврика» – аппарат из Украины, Pong-типа, компактного размера, без выносных геймпадов. Производился в середине 90 х.

Игровые приставки после СССР

После распада СССР, в Россию начали попадать игровые девайсы, которые становились настоящим открытием. «Эпоха Atari 2600» из 70 х – 80 х годов была пропущена. В мире как раз были в разгаре «консольные войны» между Nintendo и Sega. Были выпущены Sega Genesis и игровая приставка 1990 года Super Nintendo, Соник и Марио уже были культовыми персонажами, индустрия зарабатывала миллионы. Рынок бывшего СССР не был интересен японским гигантам. Но очень перспективен для производителей из Китая и Тайваня, которые изготовляли дешёвые и нелицензионные клоны-реплики популярных игровых приставок 80 х – 90 х годов. Популярностью пользовалось всё, даже модели, которые выпускались в мире 10 лет назад. Ниже – перечень того, что можно было купить в России начала 90 х.

Рэмбо

Игровая приставка Рэмбо 90 х годов. Это ни что иное, как клон знаменитой Atari 2600, произведённый в Тайване. Прототип был выпущен в США ещё в 1982 году. В его клоне «Рэмбо» для смены игр также использовались картриджи. Подходили и оригинальные от Atari. Но были и встроенные игры – от 32 до 96 наименований.

Легендарный Дэнди

Это самый популярный и распространённый клон Nintendo Entertainment System на постсоветском пространстве. Nintendo не поставляла свою продукцию в РФ, но в 1990 х в РФ начали попадать её клоны. В 1992 году российская фирма Steepler решила возглавить этот процесс и начала заказывать клоны из Тайваня. Для того, чтобы противостоять другим репликам и создать ощущение эксклюзивности, был создан свой бренд – Dendy.

Устройство обрело огромную популярность. В 90 х его цена только снижалась, а количество пиратских картриджей с играми – росло. В 1992 Dendy стоила 94 доллара, а в ноябре 1995 – уже 20 долларов. Её могли себе позволить очень многие семьи, в отличие от официальной Super Nintendo следующего поколения за 135 долларов.

Популярность Dendy была обусловлена очень многими факторами:

  • незанятая ниша, игры небывалого на то время качества;
  • небольшая цена;
  • фирменный логотип – персонаж «слонёнок Денди», созданный художником-аниматором Иваном Максимовым;
  • рекламная компания на ТВ, свой слоган;
  • впоследствии – выпуск журнала и телепередачи.

В результате, абсолютно подавляющая часть приставок того времени «в народе» стали называть Дэнди – от совершенно непохожего Рэмбо до других клонов Nintendo Entertainment System.

Конечно, пиратское копирование игр и консолей приводило к ошибкам, которые сильно портили впечатление от игры. Например, в «Черепашках-ниндзя» было невозможно победить главного босса, а игры «Супер Марио» не существовало, это была пиратская копия «Super Mario Bros». Многие игры было невозможно пройти, многие содержали ошибки. Кроме того, некоторые родители не разрешали играть на цветном телевизоре, «чтобы не сломать кинескоп», хотя это тоже было предрассудком, не имеющим отношения к реальности.

Сюбор

Subor – компания из Китая, которая также производила клоны Nintendo. В 1995 году «Steepler» заключили с ними соглашение и начали поставку устройств в СНГ. Это был ещё более дешёвый клон, который позволил приобщиться к играм большему количеству детей. Хотя и ошибки здесь встречались чаще.

Kenga

Kenga была разработана компанией Lamport, которая относилась к тому же «Steepler». Это был ещё один тайваньский клон оригинальной Nintendo. У аппарата был свой логотип – кенгуру, а также «легенда» о том, что между теми, кто владеет консолью, каждый месяц разыгрывается полтысячи долларов. Но это было лишь маркетинговым ходом.

Прочие клоны Nintendo Entertainment System

Другие названия игровых приставок 90 х годов – это Lifa, Haili LM-888, BT, HiTex, Intelling. И это не полный список. Попадались и непонятные модели, там, где было сложно понять, какую мысль изначально хотели вложить в название, например «Отличительный 93».

Со временем клоны, хотя и сохраняли первоначальные функции, начали принимать внешний вид других приставок, например Play Station. В некотором объёме клоны устройства Nintendo и пиратские копии игр для них изготавливались ещё в 2010 х годах.

Sega Mega Drive

Если все прочие приставки называли по обыкновению «Дэнди», то консоль от Sega стояла в этом перечне обособлено. Во всём мире она появилась в 1988 году, но на просторах бывшего СССР – только в 90 х. Её стоимость была выше, чем Дэнди, поэтому поиграть в Соника или Mortal Kombat на качественной 16-битной лицензионной «Сеге» большинство подростков могли или в гостях, или в игровых клубах, или «опробовать» игру в универмагах.

Super Nintendo

После победы в «консольных войнах» с Sega и захвата мирового рынка, Nintendo обратила внимание на Россию, где с огромным бумом продавались клоны её предыдущей 8-битной приставки. Nintendo вышла на компанию «Steepler» и заключила соглашение об эксклюзивных поставках своей новой 16-битной консоли, которая вышла ещё в начале 90 х. Взамен «Steepler» обязался не поставлять в СНГ продукцию Sega. И как бонус, Nintendo даже закрыла глаза на пиратские продажи «Дэнди». Однако есть версия, что в 1996 году «Steepler» прекратила существование именно из-за того, что, по соглашению с Nintendo, больше не могла продавать пиратские картриджи.

В любом случае, Super Nintendo не стала популярна в России. Цена в 135 долларов при стоимости «Дэнди» 20-30 долларов, а также то, что многие семьи уже купили другую приставку, ограничили продажи этой 16-битной консоли.

Это основные виды игровых приставок 90 х годов. В конце 20 века появилась Play Station, затем – Xbox, и постепенно они захватили весь рынок игровых девайсов, превратив консоли в дорогие и высокопроизводительные игровые компьютеры. Но мы продолжаем помнить тёплые и ностальгические игры, которые делали наше детство счастливее.

Остались вопросы - спрашивайте!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *